Старейшая православная церковь на Украине

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.

Н.А. Макарова (Керченский историко-культурный заповедник)

Церковь Иоанна Предтечи – замечательный памятник византийского зодчества. Классифицируется как крестово-купольный храм восточно-христианской школы. Наиболее близкие аналогии происходят из азиатских областей Византийскойимперии и из ее столицы Константинополя. Исходя из данных археологических исследований и архитектурных обмеров, временем сооружения здания признается Х век нашей эры.

По преданию постройка церкви начата с благословения Св. Апостола Андрея Первозванного. Храм считался вторым по древности в пределах России после Нового Афона в Пицунде. На несомненную древность церкви указывает то обстоятельство, что во время господства на Черном и Азовском морях генуезцев, церковь эта пользовалась большой известностью, и сам Керченский пролив был больше известен под именем Св. Иоанна, а Черкио, такое имя тогда носил наш город, - порт Св. Иоанна.

В 1313 году, владевшие Крымом татары приняли ислам, христианские храмы были обращены в мечети. После 1320 года, вероятно, и наша церковь функционировала как мечеть.

Турецкое вторжение в приморские колонии итальянцев, в том числе и в Керчь, положило конец и развитию христианства на полуострове, оно как бы заморозилось в своем развитии на 300 лет.

В 1774 году Керчь вошла в состав Российской империи, церковь окончательно переходит в православие, но продолжает именоваться греческой церковью без посвящения святому. Лишь с начала 19 века у храма появилось нынешнее название, вначале звучавшее как, “Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи”.

Четырех колонный храм, увенчанный плоским куполом, с тремя апсидами у восточного фасада, сложен из чередующихся рядов белого камня и плоского кирпича (плинфы), образующих характерную для византийских построек полосатую, бело-розовую кладку. Камни стесаны очень тщательно и пригнаны друг к другу на тонком слое раствора.

Толщина плинфы – 2,1 см. Раствор, применявшийся при кладке – известь с примесью крупного речного песка.

8 поясов кладки плинфы пронизывают все здание. Такой строительный прием, кроме своей художественной привлекательности, имеет чисто конструктивное назначение – антисейсмичное. Этим и можно объяснить сохранность церкви до нашего времени.

В I-ой половине и в конце ХIX столетия церковь расширяется. Западный фасад достраивался дважды: первый раз был удлинен в 1836 году. Пристройка имела вид несравненно более простой, чем ныне: колокольня четырехстолбная едва возвышается над крышей. В 1845 году с западной стороны пристроена каменная колокольня по проекту архитектора А. Дигби. В стены первой западной пристройки были врезаны несколько плит III века до н.э. с эллинскими надгробными надписями, найденных около церкви.

В начале 30-х годов текущего столетия церковь закрыли “из-за отсутствия прихода”. К ней обратились в 1957 году, но уже как к памятнику византийской культуры. Начались исследования церкви на предмет реставрации памятника и его музеефикации. В 1963 году церкви присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1974 – 1976 годах сделана реставрация первоначального вида церкви. Автором реставрационного проекта является Е.И. Лопушинская.

Свод храма держат четыре колонны темно-серого мрамора с коринфскими капителями. Колонны были взяты из какого-то раннесредневекового сооружения. Это подтверждает и надпись на одной из колонн с датой 6265 (757) года, предшествующей на два столетия постройке церкви Иоанна Предтечи. В восточной – алтарной – части храма выдвигаются три выступа полукруглой формы, в среднем из них помещен престол во имя усечения честной головы Иоанна Предтечи, в левом помещается жертвенник, а в правом, по преданию, в древности находился престол во имя Св. Екатерины, примкнутый, как в некоторых пещерных храмах, к стене. Древнейший иконостас был кипарисовый с различными инкрустациями, более поздний – резной ореховый, а в 1889 году поставлен новый – дубовый. Наместные иконы Спасителя и Богоматери замечательны своей древностью. Но наибольшей древностью отличается храмовая иконаСв. Иоанна Предтечи, поставленная в особом кисте у правой стороны солеи. Икона эта пользуется большим почитанием у местных и окрестных жителей, которые во всех своих житейских нуждах прибегают к заступничеству Св. Иоанна Кипарисовая доска, на которой написана икона Св. Иоанна, превратилась как бы в губку; поэтому поднятие иконы в храмовый праздник совершается с большими предосторожностями, с помощью особых носилок. Все многочисленные церковные иконы одеты богатыми серебряными ризами.

С наружной стороны храма в западном углу, под стеклянным футляром, находился значительных размеров камень с оттиском подобия человеческой стопы Св. Андрея Первозванного. Это подобие стопы всегда наполнялось святой водой, которую верующие благоговейно черпали для исцеления различных недугов. В церковной ограде находилось несколько могил XIX века. В церковной библиотеке хранились два манускрипта: “Св. Евангелие” и “Апостол”, писаные на пергаменте по-гречески.

Hosted by uCoz